Белуха и Тьма
Терпения хватило пока только на приведение в «порядок» основного «астрономического» восхождения на Восточную Белуху, совершенного нами с 30 июля по по 2 авугста 2008 года 🙂
Полное описание экспедиции, как водится, затягивается надолго (надеюсь, не навсегда), но, надеюсь, будет несколько «подстёгнуто» фактом наличия нового сайта. Итак — начнем. В сторону ночёвок мы выдвинулись в обед 30-го июля. Погода — отличная, жарит солнце, на небе (о, чудо!) ни единого облака.
Тропа «в конец озера» вполне ровная и местами заболоченная, затем переправа через Ак-кем по мосту из немыслимых металлоконструкций (трубы, проволока, доски). Потом долгий путь по осыпям и морене к языку ледника. Вдоль ледника шли слева до громадного рыжего камня прямо на кромке льда (понятно, что со временем он уползет, или утонет). Далее по леднику ( уклон небольшой, множество мелкой серединной морены, «грибы», движение без кошек) до начала ледопадов и трещин. Здесь уходим опять влево и по морене, а можно забрать еще выше и по уступам стены пика Борис до Томских ночевок «за угол» стены.
На Томских, собственно, собралась наша неожиданная сборная из троих брянцев и троих краснодарцев. С этого момента мы работали вместе, периодически «расходясь» и сходясь снова.
С Томских по традиционному маршруту взбежали на Делоне (Всем! Всем кто там ходит — однозначная рекомендация не доверять провешанным перилкам и первому идти тюкая тяпочками и проверять все станции)
Через ледник Менсу прошли без особых приключений, хотя опять же — рекомендации лучших собаководов — ходить связанными, ибо трещин — много. Глубоких. И частью вполне себе закрытых.
Стоянка на ББС по уши в снегу, закопали палатку, насколько возможно, растянулись на ледорубах и зарытых касках. Ночью легкий морозец, порядочный ветер.
Утром по плотному насту по лавино-камне-ужасному траверсу Берельского пика (летит с него бесперечь, даже ночью грюкало и сыпалось) вылезаем под Белухинский перевал.
На плато стоит довольно большой лагерь народу, все готовятся к «классике».
Проходим мимо них и уходим направо-наверх к перемычке, от которой, собственно, и начинается избранный нами маршрут (с Берельского ледопада по Юго-восточному ребру, 3Б). Снизу выглядит не страшно 🙂 Ну, не особенно 🙂
Первую веревки идем практически одновременно, снег, потом начинает набирать крутизну фирн и ледомыми линзами.
Кручу первую станцию на льду, после чего на обработку скальных участков выдвигается красноярец Володя. Лезем с ним вдвоем по скалам, слегка политым льдом. Еще две связки движутся следом, периодически что-то нецензурно эмоционально описывая. Наверное окружающие красоты 🙂 Володя — монстр. Впрочем — «столбист», что еще скажешь. На гребне попадаются измочаленные ветром петли, в одном небольшом каминчике используем неплохо сохранившуюся петельку для себя. Станции ваяем в основном на отколах и пупырях, только в одном месте мне пришлось соорудить «растопырку» на отколе и закладухах. Последняя ледовая веревка перед «плечом» вся на бурах.
Вылезаем на снежное плечо. До вершины остается ледовый взлет высотой примерно в две веревки.
Немного отдыхаем, перекусываем, одновременно пытаясь не быть сдутыми в сторону Ак-кемского ледника ветром, после чего я хватаю две тяпки и лезу на лед. Где-то ближе к середине веревки мир начинает стремительно темнеть.
Примерзаю к стенке и наблюдаю за своей спиной фантастическую картину погруженной во мрак горной страны. К моему великому сожалению солнца мне не видно, ледовый козырек сверху закрывает его 🙁 Но солнце видят мои товарищи и снимают его «со всех стволов».
Светает так же стремительно. Я «оттаиваю» и долезаю до ледового нависания. Прорубаю его и вылезаю на снежный накат. До вершины не более пятидесяти метров и тут же видно утоптанную тропу, приходящую слева. с «классики». Топаем наверх. Поздравляемся, снимаем обзор и друг друга.
И плавненько топаем вниз по «двоечному» гребню. Временами налетают короткие снежные заряды, в которых над Малой Белухой встает вертикальная радуга.
Красивая гора, красивый маршрут, зрелище затмения — невероятно 🙂 Такое, наверное, бывает только раз в жизни 🙂